Главная » Статьи » Авторские статьи

На сельскохозяйственных землях Красноярского края выявлена 91 свалка

Завершился Год экологии в России. Согласно утвержденному Правительством Российской Федерации плану, первоочередная экологическая задача Года экологии – урегулирование обращения с отходами: ликвидация несанкционированных свалок и переход на новую систему организации сбора, транспортировки, обработки и утилизации мусора.

С 2018 года субъекты РФ наделены полномочиями по организации деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации и захоронению твердых коммунальных отходов. На местном уровне должны быть определены места сбора и накопления коммунальных отходов, а также так называемые «региональные операторы», которые займутся отходами.

Тем временем существует серьезная проблема вывоза и утилизации мусора и Красноярский край по этой проблеме – не исключение.

Управление Россельхознадзора по Красноярскому краю, осуществляя контроль и надзор на землях сельскохозяйственного назначения, предназначенных для производства сельскохозяйственной продукции, сталкивается с серьезными нарушениями земельного законодательства, связанными с несанкционированным размещением твердых отходов.

В 2017 году выявлено 91 место локализации стихийных свалок отходов, состоящих в основном из разнообразного хлама, макулатуры, пластика, стекла, пищевых отходов и др. В результате захламления и загрязнения 60 га земель стали непригодными для использования в сельскохозяйственных целях. Общая сумма вреда, нанесенная почвам земель сельскохозяйственного назначения, составила 552 млн рублей.

Всего за период 2013-2017 годов Управлением выявлено 407 несанкционированных свалок на землях сельскохозяйственного назначения на площади 290 га.

В большинстве случаев стихийные свалки возникают на землях, которые не используются по назначению и зарастают многолетним «бурьяном» из сорных трав, многие из них расположены вблизи населенных пунктов.

В основном такого рода нарушения допускают граждане, которые не заключают договоры по вывозу отходов с муниципальными предприятиями и осуществляют вывоз мусора самостоятельно на земли, в том числе сельхозугодья, вблизи деревень и поселков.

Кроме того, несанкционированные свалки появляются там, где органы местного самоуправления не на должном уровне решают организационные вопросы по месту сбора, накопления и утилизации коммунальных отходов, где не осуществляется муниципальный земельный контроль.

Печально то, что не все видят в этом серьезную проблему. А ведь этот мусор вернется к каждому из нас в виде загрязненной грунтовой воды, токсичного воздуха. Ведь зачастую свалки отходов поджигают, и ядовитый дым загрязняет воздух и почву. Почвы также загрязняются опасными микроорганизмами и токсичными веществами в результате процессов разложения отходов, что в конечном итоге, сказывается на состоянии здоровья населения. Кроме того, некогда продуктивные земли выбывают из сельскохозяйственного оборота, так как становятся непригодными для производства сельскохозяйственной продукции.

Поэтому за невыполнение мероприятий по защите земель и охране почв от процессов негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, предусмотрена серьезная ответственность в виде штрафа: на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

В 2017 году по фактам захламления и загрязнения сельхозугодий коммунальными и производственными отходами Управлением возбуждено 53 административных дела, выданы предписания о принятии мер по приведению земельных участков в состояние, пригодное для использования в сельскохозяйственных целях.

По предписаниям Управления в текущем году ликвидировано 34 несанкционированные свалки на землях сельскохозяйственного назначения на площади 18,9 га.

Для примера, в ходе внеплановой проверки в Канском районе государственным инспектором было установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения, зарегистрированном на праве собственности, организовано складирование отходов деревообработки. Площадь захламления опилками, обрезками пиломатериала составила почти 4,2 га. Кроме того, в связи с возгоранием отходов, земельный участок был загрязнен серой. Управлением в адрес собственника земельного участка была направлена претензия о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в размере 33,5 млн рублей. Претензия в срок была исполнена: на участке проведена очистка от отходов деревообработки, проведены мероприятия по снижению химического загрязнения почвы до безопасного уровня. Эффективность проведенных мероприятий была подтверждена лабораторными исследованиями проб почвы.

В случаях, когда добровольно не принимаются меры по восстановлению деградированных земель, вопрос решается в судебном порядке.

В 2017 году по фактам несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на землях сельскохозяйственного назначения судами удовлетворены 2 иска Управления о возмещении вреда, причиненного почвам на площади 1,8 га, путем проведения рекультивации.

Однако проблему несанкционированных свалок невозможно решить только путем очистки территорий. Надзорные мероприятия показывают, что нередко стихийные свалки появляются вновь на тех земельных участках, которые по предписаниям Управления приведены в надлежащее состояние. Ситуацию коренным образом можно изменить с созданием инфраструктуры по сбору, обработке и обезвреживанию отходов и, конечно, повышением уровня общественного сознания в отношении проблемы отходов и значения сельскохозяйственных угодий в вопросе обеспечения продовольственной безопасности территорий.


Пресс-служба Россельхознадзора по Красноярскому краю

Категория: Авторские статьи | (08.01.2018)
Просмотров: 147 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]