Главная » Статьи » Авторские статьи

Неповторимая и незабываемая поездка

Для всех железнодорожников особенно памятным, незабываемым был 2001 год – год Транссиба.

Вот как оценил роль Транссиба для России бывший в то время министром путей сообщения Николай Емельянович Аксёненко: «Транссиб для России больше, чем просто железная дорога. Для многих городов азиатской части нашей страны её приход стал своеобразным импульсом к развитию. Таковы Омск, Новосибирск, Иркутск, Красноярск и так далее. Эта магистраль помогла выстоять в Великой Отечественной войне, а после победы поднять страну из руин…
Сегодняшняя дорога - это памятник инженерной мысли отечественных специалистов. Памятник строителям, которые в конце позапрошлого века с допотопной техникой всего за десять лет проложили по тайге, болотам, через горные хребты и могучие реки более семи тысяч километров стальной колеи. Низкий им поклон…»

Транссибирская магистраль является самым длинным железнодорожным маршрутом в мире и составляет 9288 километров. Транссиб строили двадцать пять лет, дорога проходит через восемь часовых поясов, через Европу и Азию, одиннадцать областей, пять краёв, две республики и одну автономную область, 88 городов, пересекает 16 крупных рек.

В честь столетия Транссиба (хотя полностью магистраль заработала только в 1916 году) был сформирован агитационный юбилейный поезд, который с 9 по 25 июля 2001 года проехал от Ярославского вокзала из Москвы до Владивостока и обратно. В этом поезде проехали по стране ветераны железной дороги, лучшие специалисты МПС, люди самых разных профессий, связанных с железной дорогой, писатели, десятки журналистов. Ехал в этом поезде и министр путей сообщения Николай Аксёненко, и его заместители. Одной из целей юбилейного поезда была пропаганда возможностей Транссиба.

В этом поезде ехал ещё один человек, который заслуживает особого внимания и гордости за наш посёлок. Наш земляк, житель нашего посёлка, машинист автомотриссы ЭЧ-7 Владимир Константинович Гейс. Владимир Константинович входил в делегацию от Красноярской железной дороги, в составе которой было всего четыре человека (трое из Красноярска и он один - от Абаканского отделения дороги). Когда его делегировали, он ещё не понимал, какой чести и почёта удостоился, и что эта поездка будет незабываемой и останется на всю жизнь. Прошло уже немало лет, а всё ещё свежи воспоминания.

Я думаю, что выбор был не случаен. Хочу остановить внимание читателей на его трудовой и общественной деятельности. Владимир Константинович приехал в Саянскую в 1971 году, а с 1972 года и до ухода на пенсию в 2005 году работал в ЭЧ-7, сначала электромонтёром, а потом машинистом мотовоза. Неоднократно за добросовестный труд отмечался грамотами МПС, многими знаками отличия за работу на железной дороге (всего 66 различных поощрений и награждений). В 1978 году награждён орденом Трудовой Славы III степени. На предприятии всегда принимал активное участие в работе профсоюза, совете трудового коллектива. Отличался активной жизненной позицией. Это человек - неравнодушный к жизни и судьбе нашего посёлка. Будучи на пенсии, избирался депутатом поссовета, входил в инициативную группу, которая отстояла необходимость создания в посёлке противопожарного муниципального поста и строительства детского сада. Всё это происходило при активной поддержке главы района С.М. Колесова. С 2010 по 2015 год наш земляк избирался депутатом Рыбинского районного Совета депутатов.

Когда я работала в школе, то часто приглашала его на уроки по местному самоуправлению, Уставные уроки, встречи старожилов. Владимир Константинович - грамотный и интересный собеседник, поэтому встречи с ним всегда были полезны и поучительны для старшеклассников.

О его поездке на юбилейном поезде я узнала на одной из встреч в школе и решила поделиться этим в газете. В Саянском мало кто знает об этом (за исключением людей ЭЧ-7, кто тогда с ним работал). Представителей телевидения на этом поезде не было, поэтому возможности посмотреть по телевидению репортаж не представлялось. Мы с ним встретились, и он рассказал о ярких впечатлениях от этой поездки, а я позволю себе поделиться с вами, дорогие читатели.
Поезд был сформирован из вагонов от каждой железной дороги, в том числе и от Красноярской. Во всех городах, где он останавливался, на украшенных привокзальных площадях собиралось много народа, проводились митинги, встречи с губернаторами, главами районов и городов.

Большую роль в этом играли писатели. В этом замечательном поезде в специальном вагоне ехала делегация Союза писателей (Пётр Проскурин, Валентин Распутин, Валерий Ганичев и много других известных писателей). Они выступали на многочисленных митингах, посвящённых юбилею дороги, проводили творческие встречи, общались с ветеранами-железнодорожниками, с руководителями дорог и отделений, с замминистра путей сообщения. Для железнодорожников были подготовлены тридцать библиотечек с автографами современных авторов - они вручались на станциях. По дороге рождались новые стихи, очерки, рассказы.
В крупных городах, таких, как Иркутск, Новосибирск, Красноярск, организовывались экскурсии в музеи железнодорожного транспорта, по городу. Пассажиры посетили Красноярскую ГЭС, музей В.П. Астафьева в Овсянке. В Иркутске прошёл большой концерт.

Незабываемой была встреча с министром путей сообщения Николаем Аксёненко. Вот как о ней вспоминает Владимир Константинович: «От Красноярска с нами продолжил путь министр МПС Николай Емельянович Аксёненко. От каждой железной дороги на встречу было приглашено по одному человеку. От Красноярской дороги на встречу делегировали меня. Встреча проходила в вагоне министра. Мы все выстроились, так как предстояло каждому представить себя. Он подходил к каждому, жал руку. Когда подошёл ко мне, я представился так: «Красноярская железная дорога, Абаканское отделение, трасса мужества «Абакан-Тайшет». Он взял меня за руку, вывел из строя и сказал: «Вот какие люди у нас работают на железной дороге. Трасса мужества… Мы помним, как её строили» и крепко пожал мне руку под аплодисменты присутствующих». Очень сильное чувство гордости испытал он в тот момент и за трассу мужества, и за свой посёлок, возникший благодаря этой трассе, и за себя, что он является представителем этой героической дороги.
И ещё один случай вызвал невероятное чувство гордости и патриотизма. В Хабаровске проходила большая конференция, и от каждой дороги были выступления. От Красноярской дороги было предложено выступить Владимиру Константиновичу. Он очень эмоционально рассказывал о строительстве трассы мужества, о людях, чьим героическим трудом она создавалась. Зал, стоя, громкими аплодисментами приветствовал его как представителя этой трассы. Для него эти минуты были и остались незабываемыми. У него, как и у других участников этой поездки, было ощущение, что они участвуют в достойном государственном деле.

Ещё Владимиру Константиновичу запомнились встречи с 84-летней пассажиркой, которая стойко держалась в дальнем пути. Ехали они в одном вагоне. Это была Елена Мироновна Чухнюк. В двадцать лет она стала машинистом паровоза, а в двадцать пять - Героем Социалистического Труда. Позднее ей присвоили звание «Почётный железнодорожник». «Я рада, что во Владивостоке меня встречает мой старый друг, - сказала женщина, обращаясь к мемориальному паровозу, установленному на вокзале. - Всю войну я водила такие же паровозы. И сейчас смогла бы его завести, если бы заправили углём и водой». Она прошла всю войну и дожила до 98 лет!

Владимир Константинович готов ещё долго рассказывать о людях, с кем ему пришлось общаться в этой поездке, у всех у них интересная биография и героический трудовой путь на железной дороге. В жизни каждого человека есть события, за которые хочется благодарить судьбу. Один из поэтов, следовавших в этом поезде, написал:
Бог со мной суров, но не жесток,
Дал он мне увидеть всю страну –
Тихий океан, Владивосток,
Родины окраину…»

У меня же вызывает чувство гордости за то, что рядом со мной живут люди, участвовавшие в таких значимых для нашей страны событиях, и я могу о них рассказать.

Светлана МАРЧЕНКО
 

Категория: Авторские статьи | (07.02.2019)
Просмотров: 119 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]