Главная » Статьи » Авторские статьи

Родителям первоклассников

Декабрь. Ваш ребенок вот уже три месяца как переступил порог школы, что существенно изменило всю его привычную жизнь. Часто первоклассники испытывают трудности при адаптации к школе. Вам, как родителям нужно создать в семье такую обстановку, которая поможет первокласснику в успешной учебе и позволит ему занять достойное место среди одноклассников.

 Для формирования у ребенка позитивного настроя к школе Вы можете делать следующее:


1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.
 Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе.
Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.


2. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи
 Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Пусть у него дома будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши. Все это как у взрослых, но – личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь и у взрослых. Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Ученик должен самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии.


3. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений
«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор!». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он стремится подражать Вам во всем.


4. Научите ребенка самостоятельно принимать решения
Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни – сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.


 5. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком
 В школе первоклассники учатся дежурить: убирать со стола грязную посуду, вытирать со стола. Дома ребенок тоже может помочь накрыть на стол, тем самым закрепляя навыки, полученные в школе.


6. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность
 По дороге в школу и из школы обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, облака), считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины…Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.


7. Нужно ли наказывать ребёнка за отсутствие успехов в обучении?
Этого делать не рекомендуется, ведь первоклассник ещё ничему не научился.
Наказать можно за непослушание. Однако помните, что нельзя наказывать трудом или лишением прогулки и игры. Небрежно выполненное задание необходимо переделать, но не поздно вечером. Попытайтесь вселить в ребёнка уверенность в своих силах, подбодрите его и подскажите, как лучше сделать задание.


8. Хвалите первоклассника даже за самые маленькие успехи, и тогда вам не придётся думать о наказании

Не скупитесь на ласку: поцелуи, объятия, ласковые слова – все это нужно и вам, и ребенку. Ни в коем случае нельзя: пугать ребенка школой; выполнять вместо первоклассника домашнее задание, а не вместе с ним; заниматься воспитанием, когда Вы раздражены, устали, плохо себя чувствуете. Сначала отдохните.


9. Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться

Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени. Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.


10. Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.


11. Не стесняйтесь подчеркивать, что Вы им гордитесь.


12. Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.


13. Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.


14. Не добивайтесь успеха силой

Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.


15. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком

Свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей.


16. Признавайте права ребенка на ошибки

Учите конструктивно относиться к ошибкам и неудачам, объясняйте, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Критические замечания могут лишить ребенка уверенности в себе, а это скажется и на всем его отношении к учебе.


17. Помните, что в течение года есть критические периоды, когда учиться сложнее

В такие периоды быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.


18. Учтите, что дети очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания

Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения. Следите за тем, чтобы ребенок рано ложился спать. Для этого возраста самое подходящее время отхода ко сну 21.00–21.30.


19. Больше всего на свете в течение первого года учебы Ваш ребенок нуждается в поддержке

Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у ученика складывается свой собственный взгляд на себя. И если Вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.


В первый класс дети приходят как читающие, так и не умеющие читать. Умение читать — одно из главных требований к первокласснику сегодня. В начальной школе детей поджидает срез по технике чтения: с её помощью учитель проверяет, как быстро школьник вникает в текст и может ли воспринимать его без ошибок. Предлагаю вам способы, которые помогут улучшить скорость чтения в начальной школе всего за 10-15 минут в день.


Скороговорки
 Польза скороговорок очевидна: ребёнок буквально учится «скоро говорить». А увеличивая скорость речи, начинает быстрее читать и даже думать. Скороговорки можно запоминать где угодно: по дороге в школу, на музыку, танцы и карате или утром, во время завтрака.


Дыхание
 Иногда причина медленного чтения — неправильное дыхание. Например, ребенок произносит фразу на вдохе. Попробуйте делать вот такие дыхательные упражнения.
•    Пусть ребенок сделает глубокий вдох и на выдохе произносит как можно больше слов.
•    Если первое упражнение дается легко, подключайте списки слов. Методика та же: ребёнок делает вдох, а на выдохе читает текст или список слов.


Таблицы Шульте
 Скорость чтения во многом зависит от того, как быстро двигается взгляд от строчки к строчке. У некоторых детей не получается читать текст последовательно: они «перепрыгивают» через строчку, пропускают слова, постоянно возвращаются в начало предложения. Исправить эту проблему помогут таблицы Шульте.


  Обычно это квадратная таблица 5×5, в ячейках которой размещены числа от 1 до 25. Иногда столбцов и строк бывает больше. Суть проста: нужно быстро и последовательно находить числа в таблице.Так ребёнок расширяет угол зрения, тренирует внимание и учится быстрее воспринимать информацию.


Целые слова
  Как быть, если школьник все ещё читает по слогам? Нужно помочь ему перейти к чтению целых слов. Выход простой, но очень эффективный: расставьте в словах ударения. Если он будет обращать внимание на ударение, читать по слогам не получится. Попробуйте сами: с ударением вы не сможете произнести «ко-то-фей», а скажете «котофе՛й». Приклейте дома стикеры или карточки со словами, где стоят ударения. На стол, холодильник, зеркало, чайник, книжку с любимым героем. Там, где ребенок точно увидит надпись. Начинайте с простых слов из двух слогов, а затем переходите к сложным — из четырех-пяти.


Лесенки из слов
  Ещё один простой способ улучшить скорость чтения — лесенки слов. Лесенка — это когда постепенно увеличивается длина фразы. Например:
•    коты
•    коты смотрят
•    коты смотрят в окно
•    коты смотрят в окно на облака
Лесенки также помогают тренировать дыхание. Самая ощутимая сложность — придумывать лесенки нужно самим. Зато можно включить фантазию и сочинить веселые и даже сказочные тексты, которые понравятся именно вашему школьнику.


  Некоторые дети, даже научившись читать целыми словами, смысл прочитанного понимают частично, а иногда и совсем не понимают, о чём прочитали. В такой ситуации мы задаёмся вопросом: «Что же делать? Как помочь ребёнку?» Такая проблема встаёт особо остро, когда в школе начинают задавать пересказ текста или статьи.


Данные упражнения помогут вашему ребёнку более внимательно читать текст, понимать его смысл.
1) Добавление букв.
Возьмём несложный текст с лишними буквами в каждом слове. Такие тексты мы легко можем подготовить на компьютере, скачав любой небольшой текст и добавив по 1-2 буквы в каждое слово. Предложите своему ребёнку в течение 5-7 минут найти и вычеркнуть эти буквы, а затем прочитать текст.
2) Что это значит?
Возьмём более сложные предложения и предложим ребёнку объяснить, что значат некоторые выражения. Если ребёнку сложно понять, объясните ему с помощью более простых слов, можно использовать мимику или жесты, можно даже нарисовать. На одно занятие лучше брать не более двух предложений.
3) Анаграмма.
Анаграмма - слово, которое образовано путём перестановки букв. Нет разницы в том, в какой последовательности стоят буквы в слове, важно, чтобы первая и последняя буквы стояли в своей обычной позиции, и тогда ребёнок сможет ухватить смысл. Можно преобразовать любой текст в анаграмму с помощью специальных программ, которые есть в интернете.
4) Вопросы.
Берём несложный текст. После того, как ваш ребёнок прочитал этот текст, задаём ему много разных вопросов по содержанию текста. Например: Где росла ромашка? Рядом с каким деревом она росла? Какой цветок ещё рос там? и т.д. Около 10-15 вопросов. Если ребёнок затрудняется ответить, то в первое время можно разрешить ему искать подсказки в тексте. После 5-6 занятий желательно предложить ребёнку давать ответы, не подглядывая в текст.
5) Реконструкция текста
Распечатываем один и тот же текст в двух экземплярах. Один из этих текстов разрезаем на отдельные предложения. Предлагаем ребёнку сначала прочитать целый текст (не разрезанный). А затем просим его собрать текст из отдельных предложений. Объём текста постепенно увеличивается в процессе занятий с ребёнком, но начинать лучше с текста, состоящего из 3-4 предложений. Таким образом ребёнок учится не только понимать смысл прочитанного, а ещё и удерживать в памяти его содержание в течение продолжительного времени.


Ключ к космической скорости чтения — в регулярной практике.
Занимайтесь с ребёнком каждый день и скоро вы увидите первые результаты. Только не забывайте, что чтение должно приносит радость. Превратите занятия в игру и не забывайте хвалить вашего школьника.
Помните, сейчас Ваш ребенок как никогда нуждается в Вашей помощи!

Учитель логопед Ирина Алексеевна Колычева
Педагог-психолог Светлана Владимировна Редченко
Рыбинская СОШ №7

 

 

Категория: Авторские статьи | (07.12.2018)
Просмотров: 179 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]