Главная » Статьи » Авторские статьи

Учитель – это жизнь

Исполняющий обязанности губернатора края Александр Усс поздравил педагогов с профессиональным праздником. 50 учителей были удостоены звания «Заслуженный педагог Красноярского края». Среди них преподаватель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы № 1 г. Заозёрного ИРИНА НИКОЛАЕВНА ШТОЛЬ.


Мы попросили Ирину Николаевну ответить на наши вопросы.

Корр.: Ирина Николаевна, что или кто определил ваш выбор профессии?
И.Н.: Многие сейчас считают, что учитель – непрестижная и неблагодарная профессия. Меня же никто не переубедит в том, что учитель  - это не просто профессия, это призвание, это жизнь. Нет, это не хобби и не увлечение, это не просто работа, для настоящего учителя – это жизненно важная деятельность, когда время не делится на четверти и каникулы, это сплошная череда познания, движения вперёд, получения новых знаний и впечатлений.
Путь в профессию у меня начинался, может быть, банально. С детства любимая игра была «Школа»: какие-то «амбарные» книги, которые оказывались в доме для растопки печи, превращались в классные журналы. Я заполняла выдуманными фамилиями списки и ставила оценки. Рассаживала кукол и вела уроки, непременно объясняла самые интересные с моей точки зрения темы, жестикулируя (эта привычка осталась до сих пор). Кроме того, сколько помню, я много и с удовольствием читала. Если мама ругала, отправляла спать, ведь наутро пора в школу, я притворялась спящей и ждала, когда она уснёт, потом включала в своей комнате свет и читала, читала! Писала стихи и отправляла их в журнал «Пионер».
Следующий, уже серьёзный шаг, – это Новосолянская школа (тогда № 23) и замечательный 10 «Б» класс, классным руководителем которого была (да для нас и есть) Елизавета Дмитриевна Маслик. Именно её система воспитания стала для меня примером. И вот уже 32 года я следую ей. К Елизавете Дмитриевне я ездила на практику в студенческие годы и ещё привозила своих однокурсников.
Любовь к литературе мне привила Алла Ильинична Бабешко. Это просто учитель от Бога! Её уроки до сих пор – пример новых открытий, прикосновение к тайнам слова! С огромной благодарностью вспоминаю сильных педагогов и руководителей этой школы: директора Валентину Александровну Павлюкову, завуча и моего учителя математики Анатолия Иосифовича Грязнова, воспитателя Любовь Николаевну Клюкину… Вот те, кто определил мой выбор, да и не только мой. В педагогический институт из нашего класса поступили пять человек!

Корр.: Какими качествами должен обладать педагог, чтобы суметь заинтересовать учащихся своим предметом. Как это удаётся Вам?
И.Н.: Если кратко перечислить качества учителя, то они будут следующие: любовь к детям; готовность к постоянному саморазвитию; творческий подход к работе; высокая гражданская ответственность и социальная активность. Знание своего предмета, если это учитель,  – само собой разумеющееся. Но одни знания не превращают человека в педагога. Он должен быть авторитетом и энтузиастом своего дела. Не абстрактно любить детей, а именно помогать в их воспитании с любовью. Всё, что может сделать из человека хорошего учителя, — это неравнодушие. «Если в тебе есть стремление сделать мир лучше, тогда это для тебя». Чтобы заинтересовать предметом, нужно самому много читать, разбираться в современной литературе, показать величие и красоту родного русского языка. Именно это я и стараюсь открыть моим ученикам.

Корр.: Ваши ученики успешны в освоении программного материала, показывают высокие результаты на ОГЭ, ЕГЭ, олимпиадах, конкурсах. В этом, несомненно, Ваша заслуга. Достигать высоких результатов помогают определённые методики преподавания или творческий подход к преподнесению учебного материала?
И.Н.: Престиж школы в современном обществе во многом зависит от результатов качества обученности учащихся. ОГЭ и ЕГЭ являются одними из основных критериев, по которым оценивают не только работу конкретного учителя, но и школы в целом. Конечно, на протяжении нескольких лет работы в старших классах стараюсь найти эффективные пути и приемы, технологии, способствующие качественной подготовке учащихся к экзаменам, разработать систему мониторинга знаний, умений и навыков. Уже ни для кого не секрет, что хорошие знания по предмету не всегда залог успеха на экзамене. Ученик должен получить практические навыки применения знаний, умение анализировать свои ошибки, научиться эффективно и качественно выполнять задания с минимальными затратами времени и сил. И здесь, считаю, огромна роль учителя. Как ни странно, новшество – экзаменационное сочинение по литературе, вызвало интерес к чтению произведений. Ребята стали использовать в качестве аргументов не только те произведения, которые изучались в школе. Позитивная динамика результатов экзаменов убедительно доказывает, что система работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, обеспечивающая участие каждого ученика, его заинтересованность в результатах, система, дающая конкретный алгоритм действий, помогающая простроить эффективный контроль, способствует повышению качества обученности моих учащихся.
Помогает мне и то, что уже несколько лет являюсь одним из экспертов ЕГЭ Красноярского края по русскому языку. Кроме того, важная  функция учителя – это развитие особых, познавательных интересов. Я стараюсь сделать все возможное, чтобы дети не только учились в школе, но еще и развивались в других направлениях, поэтому стремлюсь, чтобы ребята принимали участие, пробовали свои силы в олимпиадах и конкурсах разного уровня. Даже маленький успех поддерживаю. Здесь уж не обойтись без творческого подхода! Ведь нужно заинтересовать ребят, найти материал для тренировки, показать и подсказать.

Беседовала Галина Терехова

 

 

Категория: Авторские статьи | (27.10.2017)
Просмотров: 178 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]