Главная » Статьи » Важно знать

Управленческий кризис и необходимость немедленного спасения медицинской отрасли комментирует депутат Госдумы

Пандемия Сovid-19 вскрыла массу болезненных нарывов федеральной и краевой медицины. Все, о чем говорили специалисты последние 10–15 лет, минувшей весной стало очевидным. Цена исправления ошибок чиновников в здравоохранении будет огромной, но вот изменится ли что-то к лучшему?
Управленческий кризис и необходимость немедленного спасения медицинской отрасли комментирует депутат Государственной думы РФ от Красноярского края, первый заместитель председателя комитета думы по охране здоровья Сергей НАТАРОВ.

О РАЗВАЛЕ МЕДИЦИНЫ
Проблемы в федеральном здравоохранении усугубились в 2003–2004 годах, когда было принято решение об «оптимизации» медицины. Последствия привели к сокращению коечного фонда, ухудшению технического оснащения. Тысячи опытных сотрудников, от врачей до фельдшеров, потеряли работу.
За 15 лет количество больниц в стране сократилось с 10 700 до 5 400, ровно в два раза. Число коек снизилось почти на 30%, поликлиник – почти на 13%. В 43 тысячах населенных пунктов не хватает без малого 900 фельдшерско-медицинских пунктов (ФАПов) и 170 сельских амбулаторий. Многие жители деревень и сел столкнулись с проблемой получения медицинской помощи.
Правительство РФ открыто признало, что во многих регионах страны оптимизация «была проведена неудачно». Но будут ли сделаны выводы и медицина в стране станет доступной?
Сегодня людей лечат в разваливающихся больницах, требуют денег за лучшие лекарства и условия лечения. Медицинские аппараты устаревают, после федеральной программы модернизации 2014 года ничего не обновлялось. Где-то техника в районных больницах вообще перестала работать, где-то давно не хватает специалиста, умеющего обращаться с конкретным аппаратом. Межрегиональные центры не в силах взять на себя контроль над деревнями, поселками и отдаленными территориями, особенно когда больницу от пациента отделяет 50–100 километров.
По указу президента России необходимо возродить шаговую доступность медицины, увеличить количество ФАПов. Фактически воссоздать разрушенную систему. Однако больших подвижек в этом направлении пока не сделано.
А ведь доступность медицины – важнейший аспект! Например, в Москве, которой уделяется гораздо больше внимания и контроля, отлажена цепочка от диагностики болезней до оказания людям узкоспециализированной помощи. Вследствие этого продолжительность жизни на пять-шесть лет дольше, чем в других регионах страны.
Но говорить о доступности медицины можно будет только после исправления ошибок. На восстановление комплекса первичной помощи уже готовится федеральная программа с финансированием в размере 500 млрд рублей. Будет ли в ней участвовать Красноярский край, зависит от позиции красноярских властей.
При этом мало построить ФАП, нужно еще найти достаточное количество специалистов. При этом кадровая проблема не решается за год-два. Для воспитания и обучения хорошего врача нужен не один десяток лет.

О КАДРАХ
Подбор профессиональных кадров в Красноярском крае должен снова стать непрерывным. Иначе никаких подвижек к лучшему не будет. Все мы чувствуем, как не хватает опытных врачей, считающих помощь людям своим долгом. Причем я говорю и о медиках на местах, и об управленцах, способных в трудной ситуации принять правильное решение.
Ведь кроме потерь во врачах «на передовой», оптимизация «подарила» и нарушение управленческой вертикали. Отличные специалисты в своем деле не всегда умеют грамотно управлять отраслью или даже отдельной больницей. Отсюда скандалы, склоки, психологические конфликты с коллективами. Особенно на фоне тяжелых пандемических времен, выявивших все гнойники системы.
Важно возвращать и впоследствии беречь утраченную систему наставничества. Полноценно подготовить врача на местах может только его старший товарищ, молодые специалисты в первые дни работы шприц в руки боятся взять.
Повторюсь: оптимизация здравоохранения стала чудовищной ошибкой, и она обойдется краю и стране очень дорого. Ослабив финансирование сельского здравоохранения, мы потеряли всю систему первичной помощи людям. Кто из медиков сегодня променяет городскую жизнь на работу в селе без театров, кино, хорошего жилья и школ и еще за низкую зарплату? Врачи поедут туда только за большие деньги, и правительству Красноярского края придется их платить.
В Красноярском крае существует мощнейший медицинский университет, с отличной историей, много лет он готовит лучшие кадры. Но в последние годы его выпускники не идут в отрасль, а уходят зарабатывать на более высокооплачиваемые места. Мы теряем лучших врачей! Этот процесс можно обернуть вспять, если создать для них в территориях привлекательные условия, чтобы они захотели остаться в профессии. Набор должен стать целевым, а обучение бесплатным. Каждый молодой врач на хороших условиях должен начать работать в районных больницах.

О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
Еще одна причина крушения системы – ошибочная передача полномочий на уровень субъектов Федерации. Муниципалитеты сегодня ни за что не отвечают. У них отобрали инициативу, их оставили без полномочий. У местной власти больше нет мотивации убеждать врача остаться в районе или сельсовете, искать ему жилье, места в детсаде и школе для его детей.
Раньше этим занимались и поселковые, и районные депутаты, горсоветы, главы территорий. А сейчас? В краевом министерстве здравоохранения работает чуть больше 100 человек. Половина занята кабинетной работой, а реально территориями Красноярья – сотнями амбулаторий и тысячами ФАПов, – занимается несколько человек. Справляются они? Конечно, нет. Наступил управленческий коллапс!
Именно поэтому мы будем настаивать на возврате части полномочий муниципальным образованиям. Местная власть должна снова стать причастной ко всему процессу оказания медицинской помощи, брать на себя ответственность и отвечать перед жителями.
Система управления на краевом уровне должна стать намного более гибкой, нужно пересмотреть подход всего министерства здравоохранения. В 2020 году перед Красноярским краем встали опасные вызовы, нам с ними жить, и мы должны быть готовы к повторной вспышке вируса. Сегодняшняя готовность вызывает большие сомнения.
Отдельного внимания требует сфера закупки льготных лекарств. Очень много пациентов вовремя не могут получить рецептурные препараты ни по льготному обеспечению, ни за деньги. Для большинства тяжело больных людей от своевременного принятия лекарств зависит их жизнь. Это абсолютная некомпетентность организаторов в здравоохранении.

О ПЕРСПЕКТИВАХ
На ближайшие десять лет развитие здравоохранения в России должно стать задачей номер 1. В 90-е под сокращение попала масса офицеров, тогда не нужных стране. Сейчас престиж и статус офицера восстановлены. Их уважают, им платят достойные зарплаты и обеспечивают жильем.
Настало время врачей – теперь государство должно окружить заботой именно их. Пока не восстановим статус врача, пока не вернем ему уважение и достойные условия для жизни, все будет становиться только хуже.
Covid-19 пришел в наше общество надолго. Он будет трансформироваться в новые формы, местами еще более тяжелые. Именно поэтому наша первоочередная задача – восстановить систему первичной помощи.
В то же время на фоне коронавирусной инфекции власть не должна забывать про традиционные заболевания, от которых в мире умирают миллионы людей: сердечно-сосудистые, онкологические и другие. Качественная помощь людям должна быть оказана по всем направлениям в каждой деревне и селе. Это то, к чему мы должны прийти в самое ближайшее время.
Задача всех уровней власти – от федеральной до краевой, – как можно скорее начать восстанавливать кадровый резерв, строить новые ФАПы, дать муниципалитетам больше полномочий, существенно повысить зарплаты, провести ремонт и закупить новое оборудование. Здоровье людей невозможно отложить на завтра.

 

Категория: Важно знать | (20.08.2020)
Просмотров: 164 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]