Главная » Статьи » Авторские статьи

Вирус неба на всю жизнь

Валерий Романович ИЩЕНКО – подполковник запаса, лётчик первого класса, кавалер орденов «За службу Родине в Вооруженных Силах» III степени и Красной Звезды, относится именно к такому типу людей. Разговор этот, конечно, у них возник не случайно. Накануне 100-летия рождения Рабоче-крестьянской – Советской – Российской армии интересно было гвардии капитану Виктору Алексеевичу КОЛУПАЕВУ пообщаться с человеком заслуженным и компетентным.


В.А.: Валерий Романович, родившемуся на станции Камала и выросшему в городе Заозёрном мальчишке, Вам ничего не предвещало провести самую активную часть жизни в стратосфере, где даже днём на небе сияют звёзды. Случайности не случайны. Я сам прежде, чем стать кадровым военным, всё детство играл в «войнушку». В отрочестве мы с друзьями подошли к военным играм более основательно. Из нарисованных и вырезанных из бумаги солдатиков создавали многотысячные (!) армии. Создавали военные и политические союзы, которые издавали свои газеты. Но решение стать офицером пришло только тогда, когда на торжественном собрании, посвященном 40-летию Победы, я увидел сотни офицеров в парадной форме и золотыми погонами. Зрелище было незабываемое.

В.Р.: Наша семья тогда жила за речкой Баргой, под горой. Как и все соседские пацаны, бегал на поле за районной больницей, где летом был оборудован небольшой полевой аэродром, на котором регулярно взлетал и садился воздушный обработчик полей, самолёт Ан-2. Как и у всех, была несбыточная мечта: посидеть в кабине лётчика, подержаться за штурвал. Помечтал и забыл. И снова всё, как у всех. Учеба со склонностью к точным наукам, спорт – на уровне команды класса и дворового турника.
До старших классов не думал, куда поступать, учился да учился. А потом один случай. Будучи в Красноярске в гостях у дяди, по его предложению, слетал на Ил-14 по маршруту Красноярск – Абакан. Прокатился с ним «зайцем» в кабине пилотов, и сразу запало: только в авиацию. Подхватил, как говорится, вирус неба.
Когда на призывной комиссии предложили поступать в Барнаульское высшее военное училище лётчиков, согласился не раздумывая. В 1968 году после окончания школы по направлению военкомата поехал в Барнаул. Поступать было интересно. На 200 мест приехало более 1200 абитуриентов. Порядка 70 процентов отсеялось сразу по здоровью, потому что там была очень строгая комиссия. Требования были жесточайшие. При малейшем несоответствии сразу предлагали другие военные училища, а остальные срезались по конкурсным экзаменам. Мне удалось поступить, и вот я – курсант Барнаульского ВВУЛ, началась учёба.
Конечно, она отличается от учёбы в гражданском вузе, по сути дела там не только получаешь сразу два (гражданское и военное) образования, там вся жизнь жёстко регламентирована 24 часа в сутки. Всё идёт по распорядку: подъём, зарядка, учёба, самоподготовка, отдых, приём пищи. Поэтому ни в какое время ты не предоставлен сам себе. Учиться, с одной стороны, легче, с другой стороны – сложнее. Поскольку учёба перемежается несением службы. Строевая подготовка, несение караульной, внутренней службы. Идёшь в наряд, караул, пропускаешь занятия. Поэтому вроде бы и легче, поскольку тебя постоянно ведут, не дают расслабиться, разлениться, а с другой стороны, элементы несения воинской службы затрудняют учёбу.

В.А.: Приобретение знаний по военной специальности занимает основное время, но во время учёбы у нас буквально насаждался культ физической подготовки. Командир учебной роты даже пошёл против обычной практики: не отпускать в увольнение курсантов с задолженностями по учёбе. Однако каждое воскресенье после завтрака он объявлял забег на три километра, и для того, чтобы пойти в город, нужно было пробежать на «отлично». Через полгода половина роты укладывалась на третий разряд по лёгкой атлетике. У меня самого за годы обучения появились первые разряды по марш-броску на 10 км, боксу и гиревому спорту.
В.Р.: Конечно, в процессе учёбы физической подготовке уделялось очень серьёзное внимание. Потому что при полётах лётчик испытывает определённые, причём немалые, перегрузки. Как физические, так и на вестибулярный аппарат, для тренировки которого необходимы всяческие лопинги, качели. Одно дело, общие нагрузки, если просто летать, а если идти на пилотаж (выполнение фигур высшего пилотажа), то лётчик испытывает очень большие перегрузки, и если не тренирован, то в глазах темнеет, вплоть до обморока, что грозит катастрофой.

 

Полную версию материала можно прочитать в газете "Голос времени"

 

Категория: Авторские статьи | (24.02.2018)
Просмотров: 177 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]