Главная » Статьи » Авторские статьи

Всё начинали с нуля

Жители Саянского, многие из которых начинали учиться, жить и работать на станции Саянская в шестидесятые годы уже прошлого столетия, хорошо его помнят. Хотелось бы освежить память об этом замечательном человеке.


Успешная деятельность заведующего отделом народного образования Тюхтетского района Красноярского края с 1951 года по июль 1962 года была прервана. Николаю Александровичу в срочном порядке было «предложено» переехать вместе с семьёй на станцию Саянская, чтобы открыть и возглавить новую школу для детей военнослужащих. Предложение было категоричным, возражения не принимались, иначе можно было расстаться с партбилетом, что для коммуниста-фронтовика было неприемлемо.


На раздумье времени не давалось. Съездил, посмотрел: пустота, грязь, болото, утки плавают за первыми построенными домами, цивилизации и инфраструктуры минимум. Но есть приказ – надо исполнять. Военные командиры из воинских частей станции Саянская дали машину ЗИЛ с солдатами в помощь. Поехали в Тюхтет, погрузили семью с домашними вещами, приехали на Саянскую начинать всё с нуля.


К этому времени Николай Александрович уже окончил Красноярский педагогический институт по специальности «биология». Запись в трудовой книжке: «12 июля 1962 год. Назначен директором Саянской средней школы (школа была ещё без номера). 01 января 1963 год. Принят переводом в прежней должности в школу №5».


Изначально школа была оборудована в клубе 44-го батальона железнодорожных войск. На то время штат учителей был неполный, некоторые дисциплины преподавались солдатами, имеющими высшее образование, и конечно, отсутствовало всякое оснащение школы как таковой. Семья Николая Александровича поселилась в доме по улице Ленина, 1 (чтобы была видна строящаяся школа), впоследствии был построен дом напротив.


Начались тяжелейшие рабочие будни. Необходимо было найти учителей в новую школу, которая готовилась к открытию, создать коллектив, который сможет работать в условиях строящегося посёлка вдали от цивилизации, надо было объехать все близлежащие школы сёл и деревень, школы Заозёрного, Бородино, железнодорожную школу Красноярска с тем, чтобы хоть как-то оснастить новую школу учебным оборудованием, наполнить школьную библиотеку, создать каналы сотрудничества.


Благодаря тому, что в краевом отделе народного образования у Николая Александровича была хорошая репутация, дела стали налаживаться. Но непосредственное руководство находилось в Иркутске, так как школа была железнодорожной и отдел учебных заведений находился в управлении Восточно-Сибирской железной дороги в Иркутске. На все совещания, отчёты, рабочие вызовы и по вопросам внутренних проблем школы приходилось добираться поездом от станции Заозёрная, на что уходило очень много времени.
В первый год, и даже после запуска новой школы, некоторое время не было своей бухгалтерии и кассира, Николай Александрович сам привозил зарплату своим учителям из банка Уяра, оставлял деньги и ведомость на столе в своём кабинете, работники школы приходили, расписывались, сами отсчитывали свою зарплату. Не было ни одного случая обмана или кражи.


Работая на полном доверии и уважении к педагогам школы, Николай Александрович создаёт дружный молодой, целеустремлённый, творческий, профессиональный коллектив, который выпускает из стен школы из года в год учеников с высокими учебными показателями, Доска почёта школы пополняется медалистами. Все, кому довелось учиться и работать под руководством Николая Александровича, помнят его как чуткого, тактичного, справедливого, высокопрофессионального настоящего директора школы.
Свой рабочий день он начинал в семь утра в интернате при школе, в котором в то время проживало до ста и более учеников. Он всегда приходил туда на «подъём», чтобы самому видеть, как начинается день у детей, все ли здоровы, всё ли в порядке на кухне. Потом он уходил в школу и ежедневно (это было правило!) в восемь утра вместе с дежурным учителем встречал учеников в вестибюле школы, со многими, улыбаясь, персонально здоровался, интересовался какими- то вопросами личного порядка. Пока никого не было, по утрам с завхозом обходил школу, смотрели, где что требовало какого-то мелкого ремонта. Рабочий день у Николая Александровича заканчивался с уходом последнего ребёнка из школы и обходом школы.


В 1964-1966 годах в школе начался отток учеников и учителей из семей военнослужащих в результате перевода воинских частей в другие регионы. Основная часть выезжала в 1965 году. Начинали учебный год с одним контингентом учеников и учителей, а заканчивали с другим, значительно меньшим. И опять встал вопрос пополнения школы педагогами. Учениками школа пополнилась, поскольку на станцию приехали на работу вместо военнослужащих много гражданских специалистов с семьями. В освободившиеся квартиры и дома приглашались новые учителя, и понемногу жизнь школы вошла в свою колею.


Война в биографии Николая Александровича оставила свой зримый и значимый след. В первые дни войны курсантов старшего курса военного училища, где учился Николай Александрович, отправили на фронт. Так, в девятнадцать лет молоденький командир взвода разведчиков во время наступления десантного подразделения, вместе со своими бойцами, передвигаясь на танкетке, был подорван фашистским снарядом. Тяжело раненного бойца с развороченной снарядом спиной подобрала санитарка. По рассказу Николая Александровича, она была маленькая и хрупкая, он удивлялся, как она его вынесла из боя! Санитарочка, слава ей и большая честь и хвала: сначала тащила его на плащ-палатке, потом на лодке по воде доставила в полевой госпиталь.


Полгода Николай Александрович провёл в госпитале, после по ранению был комиссован и на костылях приехал домой. Боевые и трудовые награды его хранятся в архиве семьи у сына Виктора.


В двадцать один год молодым офицером он начинает трудовую учительскую деятельность, решив посвятить жизнь самой гуманной и человечной профессии – учить и воспитывать детей. И до последнего дня жизни он не изменил своему делу. В заключение обращаемся к общественности и совету ветеранов посёлка Саянский. Николай Александрович похоронен на старом кладбище в деревне Усть-Кандыга. Очень хотелось бы, чтобы и дальше чтили память о первом директоре школы, и его могилу взяли под опеку, поскольку родственников в посёлке не осталось.


С уважением,
Татьяна и Виктор Трухан

Категория: Авторские статьи | (30.04.2019)
Просмотров: 297 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]